Из опыта организации проектной деятельности обучающихся во внеурочное время

Булукова И. Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Элистинская многопрофильная гимназия» г.Элисты, Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Почетный работник общего образования РФ

 

Работа посвящена актуальным проблемам применения проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, обосновываются ее цели, задачи, методы достижения, актуальность, а также практическое применение результатов проектной деятельности во внеурочное время.

Идея проекта – создать благоприятные условия для ведения учащимися проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

 

 

Современный этап развития образования в стране имеет личностно ориентированный подход. Перед учителем стоит задача – сформировать творческую инициативную личность, способную самостоятельно принимать решения.

Автор опыта работает в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Элистинская многопрофильная гимназия» учителем русского языка и литературы. Общий стаж педагогической деятельности составляет 42 года. Автор имеет определенный опыт в организации проектной деятельности при обучении предмету на уроках и во внеурочное время.

Моя ведущая педагогическая идея – это создание условий для успешной  проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей обучающихся. Считаю, что во внеурочной деятельности важно и необходимо создавать такие условия, в которых обучаемый может выразить свою индивидуальность, занять активную личностную позицию. На основе этого и возникла идея о приобщении учащихся к проектной деятельности. В последнее время наблюдается все большая потребность гимназистов участвовать в проектно-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность – это такая форма воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает самостоятельное выполнение учащимися исследовательских и творческих задач, под руководством учителя.    Работа в классе также носит исследовательский характер, но в рамках времени, ограниченного уроком, трудно реализовать все поставленные задачи. Поэтому конкретных и значимых результатов добиваются учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской работой дополнительно во внеурочное время.

Применение проектной деятельности во внеурочное время способствует достижению положительных результатов:

- улучшение качества обученности школьников;

- повышение уровня внутренней мотивации.

- увеличение числа детей, принимающих участие в олимпиадах и                                                             конкурсах разного уровня, в том числе и всероссийских.

Таким образом, актуальность применения проектного метода во внеурочной деятельности обусловлена необходимостью развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся. В настоящее время необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути и способы решения задач, находить выход из проблемной ситуации.

Цель нашей внеурочной проектной деятельности – это:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки гуманитарно одаренных детей;
  • воспитание личности активной, творческой, гармонично развитой, способной добывать свои знания самостоятельно;
  • поддержка внутренней учебной мотивации;
  • обеспечение развития способностей учащихся в области гуманитарных знаний.

Достижение заданных целей предполагает решение следующих задач:

  1. Изучать методическую литературу по теме, знакомиться с опытом внедрения исследовательских методов и приемов в процесс обучения.
  2. Интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.
  3. Выявлять одарённых учащихся и помогать им в реализации их творческого потенциала.
  4. Развивать у учащихся исследовательские навыки, умения, то есть учить самостоятельно приобретать новые знания.
  5. Развивать интеллектуальные умения: обобщать, анализировать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; формировать аналитическое и критическое мышление, умение формировать и отстаивать свое мнение.
  6. Развивать  коммуникативные  умения  сотрудничества,  обучения  в  диалоге; воспитание целеустремленности, уверенности в себе.
  7. Создать  условия для раскрытия личностного творческого потенциала учащихся.

Для достижения поставленных целей и реализации задач во внеурочной проектной деятельности использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

За годы работы у меня выработался определенный алгоритм проектной деятельности (так называемая технологическая цепочка):

  1. Прежде всего, важно выбрать учащихся, способных к выполнению проектной работы. С помощью наблюдения, диагностики на уроках, внеклассных мероприятий, собеседования, психолого-педагогической диагностики выявляю одаренных учащихся.    
  2. Определяем область исследования и тему. Формулируем проблему и определяем цели и задачи. На этом этапе важно обозначить объект и предмет исследования. С помощью учащихся составляется план проектной работы.
  3. Учащийся осуществляет сбор библиографической информации, изучает теоретический материал, посвященный данной проблематике.
  4. Подбираем методы исследования и применяем их на практике.
  5. Учащийся самостоятельно формирует проведенное исследование в виде доклада, реферата, сообщения, презентации, спектакля.
  6. Публичная защита работы, оценка исследования, подведение итогов и выводов.

Таким образом, проектную работу рассматриваю как метод активного обучения, который повышает познавательную активность и способствует изменению позиций, оценок и поведения учащихся. В своей практике широко использую проектный метод именно во внеурочное время.

Для организации проектной деятельности сочетаю различные педагогические технологии, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Так, теоретической базой моего проектного метода обучения являются идеи М.И.Махмутова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной.

К примеру, технология проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я. Ларнер предусматривает использование в образовательном процессе частично-поискового и поисково-исследовательского методов. В своей работе применяю положения теории деятельности А.Н.Леонтьева, который считал, что человек – это ищущее и создающее смысл создание. В образовательном процессе деятельностный подход необычайно важен.

По мнению А.Н.Леонтьева, «овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам получения знания». В этом случае, обращаю внимание учеников не только на содержание учебного материала, но и на способы его приобретения, то есть на приемы умственной деятельности.

Очень близка и понятна мне теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным и развиваемая Н.Ф.Талызиной и ее школой. Эта теория применяется мной на этапе пошаговой разработки с учащимися области, темы, объекта исследования.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности школьников. Мы наблюдаем, как под руководством учителя происходит самопознание и самовоспитание ребенка; умение интегрировать литературу и историю, обществознание, лингвистику, видеть общность гуманитарных знаний.

Проектная работа, которую мы проводим уже на протяжении ряда лет,  дает положительный эффект. Возрос уровень знаний, умений учащихся по русскому языку и литературе. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах, проектах и олимпиадах разного уровня. Познавательная активность значительно возрастает. Об этом ярко свидетельствуют достижения  моих учащихся. К примеру, исследовательские проекты «Категория времени и пространства в публицистических произведениях на тему депортации калмыцкого народа в Сибирь» (Цекирова А., 2013г.), «Женские образы в повести С. Балыкова «Девичья честь» (Бембеева Б., 2014г.), «Хронотоп в произведениях жанра фантастики» (Окунова В., 2016г.) отмечены Дипломами I, II степени Малой Академии наук «Интеллект будущего» г.Обнинск. Творческие проекты «Протяни руку», « Дети Сибири», «.. и мужество как знамя пронесли..» также отмечены на Всероссийском конкурсе МАН «Познание и творчество», г.Обнинск.

В этом учебном году выполнили проектную работу «Экология культуры и литература». Объектом изучения выбрали творчество А.П.Чехова:  его  произведения  всегда современны. Чехов – это величайший писатель и философ, его мудрость, знание жизни и человеческой психологии делают его автором на все времена. Пройдет не одно столетие, а люди по-прежнему будут узнавать себя и своих современников в чеховских персонажах. И именно поэтому мы обратились к творчеству великого писателя девятнадцатого века. Так  зародился творческий межпредметный проект «СТОПХАМ: экология культуры, или читая Чехова…»

Цель данного проекта: 

-  расширить представление учащихся  о  личности писателя, его творчестве;                        

-  показать особенность сатиры  и актуальность его произведений в наше непростое время.

Задачи проекта:

- формировать интерес к произведениям А.П.Чехова;

- показать агрессивную «бездуховность» общества; учить культуре, духовности на лучших образцах классической литературы;

- воспитывать порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

- развивать эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

В самом общем виде организация проекта выглядит следующим образом:

 - 1 этап – погружение в проблему;

 - 2 этап – организация деятельности;

 - 3 этап – осуществление деятельности;

 - 4 этап – презентация, самоанализ и самооценка результатов.

«Конечный продукт»  проектной деятельности  представлен в виде творческой работы – спектакля, исследовательской работы и видеофильма.

Первый этап предполагает выбор автора, то есть писателя,  чтение и выбор произведений. В данном случае, с автором, А.П.Чеховым,  учащиеся определились давно. Наступила пора выбора произведений, выбора темы проекта и погружение  в проблему. После прочтения многих произведений автора остановились на рассказах «Жалобная книга», «Тонкий и толстый» и «Маска». В «Жалобной книге»  автор показывает  не только речевую безграмотность, но и общее социально-нравственное состояние общества; эта же мысль прослеживается и в других выбранных рассказах. Таким образом, мы пришли к определению проблемы нашего проекта – проблема экологии культуры. Причем эту проблему мы прослеживаем не только в произведениях Чехова, но и актуализируем в нравах современного общества, то есть речь идет о современном прочтении  произведений классика русской литературы, творившего на рубеже 19 и 20 веков.

Второй этап нашей деятельности предполагал «распределение рабочего материала»: рассказ «Жалобная книга» - «рабочий материал» учащихся  8 «А» класса; рассказ «Тонкий и толстый» «работает» - 11 «А» класс; рассказ «Маска» - «рабочий материал» учащихся 11 «М» класса;  была сформирована группа художников-оформителей.  Деятельность учащихся заключается в том, что каждый интерпретирует свою работу в спектакле, определяет сверхзадачу  роли и проблему, которую он собирается решать.

 Третий этап – осуществление деятельности. Деятельность руководителя:

 - консультирует по необходимости учащихся;

 - контролирует;

 - ориентирует в поле необходимой информации.

 Учащиеся активно работают над проектом, осуществляют поиск, сбор и структурирование необходимой информации. Идет активная работа в группах.

 Четвертый этап – презентация, самоанализ и оценка  результатов:                      

  -  театрализованный  межпредметный проект «СТОПХАМ»;

  -  исследовательская  работа  «Экология культуры».

  -  видеофильм.

 Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких, как интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием  определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни учащегося. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения; идет процесс активного интегрирования в самые разные области знаний.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Чеховские произведения интересны и полезны для всех возрастов. И ребенок, и зрелая, сформировавшаяся личность найдет для себя у Чехова много интересного и важного. Актуальность рассказов Чехова состоит в том, что герои этих рассказов живут среди нас; характеры людей, изображенные писателем, не зависят от внешних обстоятельств, времени; их беды, неудачи, вызывающие у нас смех, зависят не столько от окружающей обстановки, сколько от внутренней сути самих персонажей.  

В заключение хотелось бы еще раз обратиться к Д.С.Лихачеву. В статье «Экология культуры» он писал: «Я давно уже говорю о том, что наш дом, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры.  Поэтому экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека».

 

Список использованной литературы

 

1.      Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002, №8.

2.      Исследовательская деятельность школьников. URL: http://researcher.ru/UTM/.

3.      Лубовский Д.В. Понятие ведущей деятельности в работах Л.С. Выготского и его последователей // Культурно-историческая психология. 2009, №4.

4.      Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань, 1972.

5.      Меренкова О.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.

6.      Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: психологический аспект // Magister. – 1999, №1.

7.      Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001.

8.      Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н.Леонтьева // Вестник Московского университета.1993, №2.

9.      Талызина Н. Формирование познавательной деятельности учащихся. — Москва, 1983.

10.    Центр развития исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.redu.ru/.

 

 

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Voting is closed. Total votes: 133