Обеспечение преемственности формирования культуры здоровья школьника в процессе реализации ФГОС НОО и ООО

«Национальный проект «Образование»: во имя нации, во имя будущего»

Конкурсная номинация - Нацпроект – школе. Школа – нацпроекту.

Направление в рамках номинации - Педагогические технологии: от проектирования до внедрения

Сивакова Н.Н. - канд. биол. наук, доцент, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного

 

Приоритеты и направления развития системы образования на современном этапе и до 2025 года определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г № 1642. Одной из целей этой программы является создание на всех ступенях образования условий, соответствующих требованиям  Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим научный и практический интерес исследователей и педагогических работников лежит в плоскости изучения, обоснования и оценки эффективности этих условий, включая нормативно-правовые, управленческие, организационно-педагогические, социальные, психологические, информационные, финансовые и иные.[4]

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования, которая обеспечивается преемственными связями на всех этапах обучения. Важнейшей характеристикой качества преемственности связей является технологическая преемственность.

Преемственность с позиции школы – этоопора на те знания, навыки и умения, которыеуже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогическихколлективов образовательных учрежденийдля снижения признаков дезадаптации ушкольников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Начальная ступень школы – подхватываетдостижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня пониманияи осмысления.

Средняя ступень школы, как преемник,опирается на самостоятельность и мышлениеребёнка, его способности, на умение быстро

определять ход своих действий.

Старшая ступень школы – способствуетсамоопределению личности. И выпускникшколы - это результат педагогического трудаучителей и внимания родителей.[3,5]

Очевидно, что внедрение и реализация ФГОС  в образовательную практику не может осуществляться только на основе простого знакомства с ними. Руководители и педагогические работники должны совершить значительный шаг в своем профессиональном развитии, теоретически и практически подготовиться к реализации структурных, содержательных, процессуальных и технологических компонентов стандартов.

В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года физическая культура и спорт – наряду с развитием здравоохранения, образования, повышением экологической безопасности – рассматриваются как фактор развития человеческого потенциала.Именноздоровье нации выступает мерилом качества жизни. Здоровье подрастающего поколения – один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны, её национальную безопасность. К счастью, сегодня кардинально меняется отношение к самому образу жизни у детей и взрослых через пропаганду физкультуры и спорта в средствах массовой информации; популяризацию семейного активного отдыха; мотивацию к занятиям различными видами спорта и подготовке к сдаче нормативов ГТО в школе.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.В качестве условия освоения педагогами нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных путей обучения и воспитания, реализации гуманистической парадигмы рассматривается непрерывное развитие профессиональной компетентности руководителя и учителя, под которой понимается интегративная характеристика, включающая в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, профессиональные умения, но также умения творческой и исследовательской деятельности. Актуальным становится сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий как качественной характеристики образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных         качеств,      способствующихегосохранению    и       укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. [7]

Согласно ФГОС система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 На протяжении 10 лет особого внимания заслуживает работа с дневниками и паспортами здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.

Разработанный авторами Сиваковой Н.Н., Поштаревой Т.В.(2008г.), Жуковской Г.В. с соавт, (2011г.)«Паспорт здоровья школьника»для учащихся 1-4, 5-9 классов -это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности,  направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка,  формирование мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Содержание материала для каждого класса носит преемственный характер с учетом возрастных особенностей школьника.

Особую значимость проблема здорового образа жизни  приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в примерной основной образовательной программе начального общего образования выделен 6 раздел – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся начальной школы, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанный  в 2011 году Жуковской Г.В. с соавторами «Дневник здоровья учащихся 1-4 классов»  предусматривает: 

-    получение учащимся начальной школы знаний, в области физической культуры, гигиены, культуры здоровья, гармоничного развития  детского организма;

-        воспитание осознанной необходимости в занятиях физической культурой,

- соблюдение режима дня, правил здорового питания и  здорового образа жизни.

Технология дифференцированного физкультурного образования   с помощью «Дневника здоровья учащихся 1-4 классов» предполагала следующие виды деятельности:

• чтение стихов, сказок, рассказов;

• разучивание и исполнение песен,  и стихов;

• развитие творческих способностей: рисование и раскрашивание рисунков,составление и решение кроссвордов,придумывание загадок, составление пословиц о здоровом образе жизни, составление режима дня и правила здорового питания(табл.1,2);

• выполнение утренней гигиенической гимнастики, физических упражнений в течение учебного дня на расслабление, концентрацию внимания;

• доброжелательные отношения со сверстниками «Советы доброты»(табл.3).

Дневник здоровья является личным документом ученика. Заполняя и регулярно просматривая этот документ под руководством классного руководителя и родителей, ребёнок приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, учится анализировать свое  состояние здоровья, выполнять  правила здорового и безопасного для себя и  окружающих    образа жизни.

 

 

Таблица 1

Режим дня младшего школьника

 

      Режим дня

Время (начало и окончание), дни недели

Замечания по выполнению режима дня

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Подъём

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядка

 

 

 

 

 

 

 

 

Утренний туалет

 

 

 

 

 

 

 

 

Завтрак / (1, 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

 

 

 

 

 

 

 

Обед /( Полдник)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия спортом

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

Ужин

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Правила здорового питания

 

Таблица 3

«Советы доброты»

 

Согласно требованиям  ФГОС ОО у учащихся  необходимо сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, о правильном (здоровом) питании, о вредных привычках и  их пагубном влиянии на здоровье.

Технология дифференцированного физкультурного образования   с помощью   «Паспорта здоровья учащихся 5-9 классов» была направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС ОО:

-научить  школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; физическое развитие, уровень физической подготовленности;

-  выполнять правила личной гигиены; здорового питания;

-формировать элементарные навыкифизической и эмоциональной разгрузки (релаксации);

- планировать и организовывать свой досуг;

- формировать  потребность ученика безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В «Паспорт  здоровья» учащихся 5-9 классов вносят показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, полученные в ходе  мониторинга,  проводимого учителем физической культуры  и   медицинским работником школы. Результаты тестирования учащийся  анализирует в соответствии со шкалой контрольных нормативов и определяет свой уровень  физической подготовленности.    В «Паспорте  здоровья учащихся 5-9 классов» также представлены задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями,  фиксируется участие школьника  в физкультурно-оздоровительных мероприятиях класса,  школы.

По результатам этапной диагностики классные руководители, учителя физической культуры, педагоги-психологидают  рекомендации для учащихся и  родителей. Появляется возможность разработки оздоровительных программ, организации  профилактической работы с учащимися и контроля со стороны взрослых по выполнению ребенком конкретных рекомендаций.[6]

 Логическим продолжением дифференцированного физкультурного образования учащихся является  «Паспорт здоровья класса» - электронный банк классного руководителя об уровне здоровья класса (медицинская группа, результаты тестирования физической подготовленности, занятости учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивных секциях, спортивные достижения класса), который готовит классный руководитель и представляет информацию администрации школы для оформления «Паспорта здоровья школы». [1]

«Паспорт здоровья школы» представляет собой модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении и включает следующие блоки: здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения;  рациональная организация учебного процесса;  организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;  просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

 Для осуществления мониторинга в школе директор своим распоряжением создает группу мониторинга из состава педагогов, работников медицинских, психологических, социальных служб, обслуживающих школу.

Системный подход к оценке здоровьеформирующего образовательного пространства предполагает взаимосвязь всех компонентов, логически выстроенных в определенной последовательности: паспорт здоровья школьника – паспорт здоровья класса – паспорт здоровья школы. Логически выстроенная последовательность мониторинга и  его многогранность позволяют более широко увидеть весь спектр образовательной деятельности школы, внести своевременные коррективы, прогнозировать результат работы всего педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

  1. Безруких М.М., Сонькин В. Д. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений».- М. -2004.
  2. Жуковская Г.В. с соавт.Дневник здоровья школьника -  организация здоровьесберегающей деятельности школьника: методическое пособие.- Невинномысск.- 2011.- 60 с.
  3. Обеспечение технологической преемственности на ступени дошкольное образование – начальная школа  как условие развития личности.- Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
  5. Преемственность в образовании.-Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)
  6. Сивакова Н.Н., Поштарева Т.В., Первова Е.А., Загинайло И.Н. «Паспорт здоровья школьника -  организация здоровьесберегающей деятельности школьника»: методическое издание.- Ставрополь.- 2008.- 65 С.
  7. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Voting is closed. Total votes: 13