Симуляционное обучение в подготовке высококвалифицированных специалистов в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж»

Н.Н. Зинченко, И.С. Березина, И.Ф. Токарева

(Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский медицинский колледж»)

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает, что ключевым фактором роста страны является повышение эффективности национальной экономики, в том числе – за счет обеспечения высокого качества подготовки квалифицированных специалистов.

ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» занимается подготовкой среднего медицинского персонала уже более 140 лет. В настоящее время обучение проводится по нескольким специальностям – Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело, Фармация и Лабораторная диагностика.За многолетнюю историю существования колледжа в его стенах подготовлено более 20 000 специалистов, сформированы традиции качественной подготовки.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по укрупнённым группам специальностей Клиническая медицина, Сестринское дело и Фармация предусматривают обязательные требования к обучающимся по наличию практического опыта и обязательные требования к образовательным организациям по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [1-5]. Приобрести практический опыт студенты могут при непосредственном контакте с пациентом или работая на тренажёрах и симуляторах.

При использовании симуляционного обучения определяется ряд преимуществ:

  • приобретение дополнительного опыта, закрепление полученных ранее профессиональных навыков без риска для пациента, снижения стресса для обучающихся при первых самостоятельных манипуляциях;
  • возможность воссоздать ход реальной ситуации в режиме реального времени и отработать алгоритм действий, в том числе при редких клинических случаях;
  • продолжительность и режим обучения могут варьировать и не зависят от времени работы медицинской организации;
  • возможность отработать взаимодействие в команде;
  • возможность неограниченного повторения упражнения до приемлемой качественной и количественной оценки, выставляемой автоматически компьютером и не зависящей от субъективных факторов;
  • возможность оценить динамику обучения через систему обратной связи.

Симуляция в медицинском образовании сегодня – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели[6].

Архангельский медицинский колледж с 2008 года оснащен уникальным симуляционным оборудованием, на котором студенты могут отработать манипуляции по уходу за пациентами разного возраста, навыки диагностики и оказания помощи при неотложных состояниях, созданы рабочие места фармацевтов и лаборантов.В 2013 году создан и оборудован кабинет симуляционного обучения для подготовки специалистов в области скорой и неотложной медицинской помощи.Кабинет разделен на несколько зон: имитирована квартира-студия, ванная с туалетом и автомобиль скорой медицинской помощи класса В.Каждая зона оснащена системами видеонаблюдения с трансляцией изображения и звука в кабинет теоретической подготовки, используются цифровые камеры высокого разрешения и микрофоны. Это позволяет детально отслеживать оказание медицинской помощи, выявлять недостатки, в том числе при проведении манипуляций, оценивать выполнение стандартов медицинской помощи. Для разрешения спорных вопросов применяется система записи и последующего воспроизведения, что дает возможность избежать конфликтных ситуаций между преподавателем и студентами, провести взаимную оценку студентами друг друга методом экспертного контроля.

Внедрение симуляционного обучения невозможно без развития информационных технологий.В колледже функционирует несколько компьютерных классов, подключённых к сети Интернет и объединённых в локальную сеть, активно используются электронные образовательные ресурсы, в том числе, компьютерные обучающие программы и программы компьютерного тестирования: мультимедийные обучающие системы «Сестринское дело в педиатрии» и «Сестринское дело в хирургии»; программы «ИнфоАптека3» (Касса, Склад), «R+» (выписка рецептов), «Иммунизация населения», «Диспансеризация», «Медицинская статистика»,  медицинская информационная система «Комплекс программных средств «Система автоматизации медико-страхового обслуживания населения» (КПС «САМСОН»).

В 2016 году в колледже проведена модернизация: увеличена площадь симуляционных кабинетов, помещения оснащены современными манекенами-симуляторами пациентов различных возрастных групп, позволяющими отрабатывать различные практические навыки, современной лабораторной техникой, а также виртуальными симуляторами, профессиональной системой видеонаблюдения и аудио контроля. Созданный симуляционный центр является мультидисциплинарным. Разработана программа симуляционного обучения в Архангельском медицинском колледже.

Ресурс симуляционного центра широко используется и впрофориентационной работа со школьниками. В симуляционных кабинетах каждый потенциальный абитуриент может ощутить себя специалистом со средним медицинским или фармацевтическим образованием и сделать профессиональный выбор.

В ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» с 2016 года стало традицией проводить областные конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональныхобразовательных организаций Архангельской области по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело, Лабораторная диагностика и Фармация. Организаторами выступают Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки Архангельской области. Жюри конкурса – потенциальные работодатели, представители скорой медицинской помощи ведущих больниц и ФАПов Архангельской области, главные медицинские сестры Архангельска, Северодвинска, специалисты аптечных организаций Архангельска, а также опытные сотрудники медицинских лабораторий.Выполнение практических заданий конкурсов по всем специальностям проходит в условиях мультидисциплинарногосимуляционного центра Архангельского медицинского колледжа. Для оценки практических манипуляций используетсяметодика стандартизированного пациента (пациентами были студенты колледжа, которые скрупулезно изучили заболевания и, как актеры, сыграли роль больного) и чек-листы[6].Победителями конкурсов по всем специальностям ежегодно становятся студенты Архангельского медицинского колледжа, что подтверждает, высокий уровень образования будущих специалистов. С 2018 года в соревновательную часть открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)Архангельской области включена компетенция «Медицинский и социальный уход». Студенты нашего колледжа приняли активное участие в чемпионате по данной компетенции и показали высокие результаты – в прошлом году заняли призовое место, а в 2019 году одержали победу! Выйти на такой уровень подготовки обучающихся было бы невозможно, если бы в колледже не было современного симуляционного центра, в котором охотно занимаются и получают уникальный опыт студенты.

В июне 2018 года все выпускники колледжа успешно прошли процедуру первичной профессиональной аккредитациии подтвердили высокий уровень подготовки. Свои практические навыки будущие медицинские работники демонстрировали на симуляторах, поскольку именно симуляционные технологии позволяют реализовать принцип «Докажи, что знаешь, покажи, что умеешь!»

Список литературы:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 501.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 514.
  4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 969.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 970.
  6. Симуляционное обучение в медицине /ред.: проф. А.А. Свистунов– Москва: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 – 228 с.

 

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Voting is closed. Total votes: 6